Как найти с ребенком общий язык
Иногда наши дети говорят на языке, который нам понять нелегко. Однако и они не всегда понимают нас, взрослых, потому, что, разговаривая с ними, мы часто не можем ясно выразить свои мысли. Но что еще хуже, мы не всегда можем ясно выразить ребенку свои чувства и особенно любовь. Любовь нужна каждому ребенку, иначе ему никогда не стать полноценным взрослым. Любовь – самый надежный фундамент спокойного детства. Если это понимают взрослые, ребенок вырастет щедрым, сердечным человеком.
Как ни грустно, лишь немногие дети уверены, что родители будут их любить и заботиться о них, чтобы ни случилось. В то же время почти все родители любят своих детей. Откуда такое противоречие? Главным образом оно возникает из-за того, что родители не умеют донести любовь до сердца ребенка. Некоторые считают, что их любовь настолько очевидна, что ребенок не может о ней не знать. Другим кажется, что достаточно просто время от времени говорить ребенку: «Я тебя люблю». К сожалению, это не доказательство. Выражать свою любовь нужно через поступки, это несложно: обнять ребенка, приготовить ему ужин, поиграть с ним и т. д. Если вы сердитесь, никогда не говорите: «Я не буду тебя любить». Скажите ему «Я сержусь на тебя, но я всё равно люблю тебя»
Первый способ выражения любви. Прикосновение – поцелуи, объятия. Мама, усадив малыша на колени, читает ему сказку. Отец подбрасывает в воздух сынишку, кружит по комнате дочь, и они хохочут от радости. Все это - способы выразить свою любовь через прикосновение. Однако исследования показывают, что многие родители прикасаются к своим детям лишь по необходимости: когда одевают их, переводят через улицу, укладывают в постель. . Поставьте перед собой цель – приласкайте малыша хотя бы раз в день. Позже вы сможете так общаться и по нескольку раз в день.
Второй способ выразить любовь ребенку. Слова поощрения – похвала, ласковые слова, ободряющие слова, наставления. Если вы хотите, чтобы ребенок ценил ваши похвалы, чтобы они действительно что-то значили для него, будьте очень внимательны. Не нужно хвалить его слишком часто, иначе слова постепенно утратят всякую силу и смысл. Гораздо лучше похвалить ребенка, когда он сам доволен сделанным и ждет похвалы. Например, ваш сын играет в футбол, он бьет по воротам – мимо. Вы же кричите ему: «Молодец! Хороший удар!» Возможно, вы хотели подбодрить его. Но похвала незаслуженная, и он понимает это. Дети чувствуют, когда им просто льстят. Помните: каждая похвала должна быть обоснованной и искренней. Иначе ребенок поймет, что ему льстят, а возможно, даже решит, что его обманывают. Если невозможно похвалить за результат, обязательно похвалите за терпение и старание.
Третий способ выражения любви. Проводить время вместе - это значит отдать ребенку все внимание целиком. Всем нам не хватает времени. Родителям приходится многим жертвовать. Чтобы побыть с ребенком, нам, возможно, придется отложить другие дела.
В стремлении заработать, создать достаток в семье, добиться карьерных высот мы откладывали на потом общение с ребенком, перекладывали воспитательные функции сначала на сад, потом на школу. Пока в один не прекрасный вечер не обнаружилось, что мы говорим с ребенком на разных языках, что он не понимает того, что нам кажется элементарным, что родители ему неинтересны.
Базовая потребность ребёнка – это потребность во внимании, любви, общении, ласке. Многие родители считают, что достаточно уделяют внимание ребёнку: «мы же кормим его, одеваем, покупаем игрушки…». Это формальное общение.
Необходимо внимание к личному миру: с кем ты играл? что тебе понравилось? что чувствовал? Что ты хочешь меня спросить? Сейчас я договорю и мы…» При этом ребёнок спокоен – его услышали. Он почувствует вашу любовь, т.к. вы целиком принадлежите ему. Не забывайте, что он – ребенок, вы должны учитывать уровень его развития, физического и эмоционального. Он учится ползать, вы сидите возле него на полу. Он делает первые шаги, вы идете рядом. Он возится в песочнице, играет в мячик, вы по-прежнему должны быть с ним. Его мир с годами становится шире: школа, уроки, церковь, спорт, и вы всегда должны идти рядом с ним.
Следует отметить, что неудовлетворённая потребность ребёнка во внимании является частой причиной плохого поведения.
Игры для эффективного общения родителей с ребёнком
Основной вид деятельности дошкольника – игровая деятельность. Именно через игру родители могут сблизиться с детьми. В совместной игре ребёнок получит ваше внимание, при этом он почувствует, что он может вам доверять.
1. Совместные игры с ребёнком (пазлы, чтение книг, в том числе чтение перед сном обсуждение, раскраски и др.);
2. Совместные экскурсии и прогулки с ребёнком («Путешествие в парк, по двору…»);
3. Игры с правилами (настольные игры - лото, игры с фишками; подвижные игры и др.) Эти игры учат договариваться, идти на компромисс. Ребёнок учиться думать не только о себе, но и о других.
4. Игры, способствующие установлению личностного контакта, удовлетворяющие потребность во внимании, помогающие сблизиться.
5. Пальчиковые игры, самомассаж.